Анатолий Дубас
"Как  Дубас «развалил» аэропорт"



Скоро начнутся выборы и полетит "чернуха" в мой адрес, в том числе про аэропорт. Предлагаю Вашему вниманию небольшую статью. (на фото Ан-124 "Руслан")                              "Как  Дубас «развалил» аэропорт"
Почему слово «развалил» - в кавычках? Потому что используется оно здесь в ироничном ключе. А те, кто использует его в прямом смысле слова в своих комментариях или постах в различных соцсетях, либо просто не знают или не помнят историю города, либо сознательно, целенаправленно вводят других жителей города в заблуждение. С какой целью? Ну, подумайте сами. Так вот, чтобы не становится жертвой таких вот манипуляторов, надо всего лишь вспомнить или узнать историю Усть-Илимска тех лет. Я же всего лишь уточню даты связанных с аэропортом событий.

В 1997 году я покинул пост мэра города.
Усть-Илимском в качестве председателя исполкома Горсовета, главы администрации города и мэра города я руководил с мая 1990 по 1997 годы. За это время в Усть-Илимском аэропорту при самом непосредственном, активном участии руководства города:
-  в 1993 году был введен в эксплуатацию новый аэровокзал, организацией строительства которого занимался город
- в 1994 году в аэропорту сданы в эксплуатацию телескопические трапы, единственные тогда в Сибири. Да и в России трапы стояли только в аэропорту Шереметьево.
Вот еще немного фактов, свидетельствующих, что аэропорт работал и развивался уже после моего ухода с руководства городом.
В мае 1997 года наш аэропорт принял первый АН-124 авиапредприятия «224 летный отряд».
В сентябре 1997 года Усть-Илимский аэропорт принял первый ТУ-204 авиапредприятия «Внуковские авиалинии».
В 1998 году наш аэропорт принял первый ИЛ-62М авиапредприятия «Домодедовские авиалинии».

Так что в 1997 году Усть-Илимский аэропорт не только интенсивно работал, но и готовился к проведению сертификации по международной системе классификации аэропортов ИКАО.
Для этого в предыдущие годы была проведена огромная работа и достигнута договоренность, чтобы в 1997 году с помощью югославских специалистов удлинили до 3000 метров взлетно-посадочную полосу; построили командно-диспетчерский пункт. Это позволило Усть-Илимску принимать другие типы самолетов. В мае 1997 года было оформлено разрешение на прием самолета АН-124 («Руслан»), он перевозил грузы из Москвы в Петропавловск-Камчатский, наш аэропорт был для него транзитным, а транзит воздушных судов - это дополнительный доход для города. Подобный допуск был тогда всего у четырех аэропортов в стране! Была сделана резервная линия электропередач. С 1998 г. нашему аэропорту разрешили принимать Ил-62М - первый советский дальнемагистральный пассажирский самолёт межконтинентальной дальности. Соответствующие записи были внесены в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации.
Чтобы получить сертификат международного аэропорта, объединили усилия мэрия города, руководство Усть-Илимского ЛПК и руководства аэропорта. Панировалось организовать таможню, принимать международные рейсы, - об этом провели переговоры с пограничниками и таможенниками. Для этого мы подготовили даже т.н. стерильную зону. Мэрия участвовала во всех этих процессах, потому что много где требовался административный ресурс, да и аэропорту самому сложно было реализовать все это. Конечно, администрация города в будущем планировала получать с аэропорта доход в городской бюджет -  налоги, таможенные сборы.
С учетом всех названных выше изменений и усовершенствований  с 1998 года Усть-Илимский аэропорт мог рассчитывать на сертификацию по международной системе классификации аэропортов ИКАО. Но, к сожалению, пришедшая новая администрация города посчитала, что вопросы аэропорта - это не их забота. Также в аэропорту вскоре поменялся директор, а  Александр Иванович Акимов, бывший директор, перешел на должность генерального директора «Домодедовских авиалиний». Администрации не надо, директор не может, - аэропорт стал беззащитным, вот тут конкуренты и воспользовались ситуацией. 
Созданное в не самые легкие годы успешное авиапредприятие в так называемые «сытые двухтысячные» угробили. Я просто уверен, что делали это сознательно. Сыграли роль заинтересованность определенных структур, полное равнодушие тогдашней мэрии города к судьбе аэропорта - мэрия устранилась от участия в его судьбе. В результате аэропорт подвели к банкротству; собрание кредиторов передало право управления усть-илимским аэропортом предприятию ООО «Братскавиасервис».
Осенью 2001 года собрание кредиторов постановило продать Усть-Илимский аэропорт с практически новым оборудованием всего за 40 млн. рублей. Это по тем временам копейки за такое предприятие. 31 декабря 2001 г. усть-илимский аэропорт закрыли. Но то, из чего состоял аэропорт, продолжали распродавать частями  (а порой и растаскивать) еще долгие годы.
В 2006 г. здание аэропорта передали в управление братской компании, которая сразу же сняла оттуда охрану. Имущество и здания усть-илимского аэропорта начали растаскивать. Различные металлоконструкции, бетонные плиты, все вывозили. Многие торговые здания в Усть-Илимске, гаражи и т.п. построены из аэропортовских ж/б плит, это же многим известно.
У меня лично было ощущение, что инфраструктуру классного современного авиапредприятия разрушали целенаправленно. Сердце болело за аэропорт, самолетами которого совсем недавно летали многие жители Усть-Илимска. Стольких людей, столько сил в него было вложено, столько средств! Я пытался спасти аэропорт от разрушения. Чтобы сохранить наш аэропорт, группа неравнодушных людей создала группу по спасению аэропорта, я ее возглавил. Простые люди стали отстаивать аэропорт. Мы писали письма на имя губернатора Иркутской области Говорина, в адрес МЧС - чтобы наш аэропорт взяли под базу МЧС (учитывая, как горели и горят леса, это было бы актуально, не находите?). Писали в другие государственные организации, причастные к этому вопросу. Документы, вся переписка у меня есть! Выложу переписку в соцсети, смотрите, читайте. К сожалению оградить аэропорт от полного разрушения мне и другим неравнодушным людям тогда не удалось. Видно времена были не те.  Поэтому все разговоры, что я вывез какие-то бочки с аэропорта и построил заправку - ВРАНЬЕ! Но считаю необходимым сказать про нефтебазу  аэропорта, которую недобросовестные товарищи называют «бочками», вводя усть-илимцев в заблуждение. Когда я говорил, что мы еще полетим из нашего аэропорта, мне никто не верил и крутили пальцем у виска. А я верил!  И мы взлетели второй раз. Губернатором тогда был Ерощенко Сергей Владимирович, а первым заместителем у него - Николай Валентинович Слободчиков. Усть-Илимск (мэр Ташкинов В.С.)  начал  плотно работал над восстановлением авиасообщения с Иркутском посредством маленьких самолетов, и губернатор Ерощенко нас поддерживал в этом. Я же, ваш покорный слуга, как мог, в этом процессе участвовал. И вот мне звонит Николай Слободчиков: «Если ты хочешь, чтобы у вас со временем в городе снова летали большие самолеты, работал полноценный аэропорт, попробуй «забрать» с торгов по банкротству (выкупить!!!) нефтебазу аэропорта  (это был 2014 год!). А то (условно) завтра появится возможность летать большими самолетами, а прирельсового склада у вас нет». (Прирельсовый склад - это как раз для авиационного керосина). Я говорю Слободчикову: «Хорошо! Но у меня таких денег нет, чтобы выкупить нефтебазу…» Слободчиков обещал помочь - договориться с банком ВТБ о кредите для компании «Илимтек» на это дело. Кредит мы получили, прирельсовый склад выкупили из банкротства. Нефтебазу - рассчитанную на 6 000 тонн авиационного керосина - выкупили, восстановили ее, запустили в работу. Сейчас база принадлежит другому предприятию, она работает, и если завтра полетят большие самолеты, хозяева ее быстро переориентируют на авиационный керосин.
Радует что на сегодня для возрождения нашей воздушной гавани многое сделано. Сейчас аэропорт получает категорию Г, у него появляется возможность принимать самолеты типа СуперДжет-100, Ан-24, АТР-75, А-320, небольшие Боинги. Персонал проходит обучение. Это даст возможность осуществлять рейсы Усть-Илимск - Москва. Все это происходит благодаря участию Группы «Илим», по большому счету компания занимается восстановлением аэропорта, финансирует это. При поддержке правительства области.
P.S.  Жаль лишь что наши депутаты областного парламента не смогли сделать элементарное: добиться нормальных субсидий на полеты Усть-Илимск-Иркутск - билет в один конец сейчас стоит 8 тысяч рублей! Но им-то что, они за счет госбюджета могут хоть за 50 тысяч летать! А простые жители? Которым надо, например, на лечение ехать? Печально. Не смогли эти «избранники» сохранить авиарейс Усть-Илимск-Красноярск, потому что также не добились субсидий. Чтобы запустить этот рейс я, будучи депутатом Законодательного Собрания Иркутской области, приложил немало усилий, вместе с министром Сулейменовым А.М. Самолет от нас в Красноярск полгода летал. А потом в парламент пришли нынешние депутаты - и все, все закончилось. Не отстояли они ни рейс, ни субсидии.

Комментарии ()